Четверг, 22 октября 2015 года

Принципы новой социальной доктрины: деньги должны быть закреплены за каждым попавшим в беду человеком

Социальная политика — одна из самых болезненных и сложных тем для современной Украины. К сожалению, в этой сфере огромное количество политических спекуляций, но крайне мало экспертных обсуждений и действенных инициатив. Это понятно, так как любая политическая сила, решившаяся на изменения в ней, неизбежно потеряла бы электоральную поддержку значительного числа избирателей. Поэтому о социальной политике принято говорить языком лозунгов, критики и обещаний, но никто не воспринимает ее как комплексную проблему, которую придется решать.

В прошлом столетии был избран подход «всем по-минимуму» — в рамках социалистической системы существовало уравнивание результатов труда, но оно было гарантированным и поддерживалось государственной монополией на все сферы жизни. После 1991 года, когда необходимо было коренным образом менять этот подход, минимизируя социальные риски перехода к рыночной экономике, политические элиты не пошли на этот шаг, продолжая имитировать государство социального благоденствия, при этом внеся коррективы для избранных групп.

Фактически, дух социальной политики Украины за последние 20 лет можно сформулировать принципом «большинству по-минимуму, избранным по-максимуму». Именно этот принцип привел к глубокому социальному расслоению, когда минимальная пенсия огромного числа граждан не могла догнать прожиточный минимум, а отставные депутаты, силовики, бывшие депутаты, живя в достатке и комфорте, получали значительные средства от государства в виде специальных пенсий, медицинского и санаторного обслуживания, надбавок и льгот.

Экономические реалии современной Украины не в состоянии отвечать этому принципу. Мы стали самой бедной страной в Европе, и боюсь прогнозировать, но без изменения доктрины социальной политики, общественный коллапс — дело времени. Государство экономически уже не вытягивает солидарную пенсионную систему, а вооруженный конфликт на Востоке страны обеспечивает страну все новыми гражданами, нуждающимися в социальной защите и компенсации. При этом, замечу, что это новые целевые группы лиц (временные переселенцы, военные, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды), к которым не применимы старые бюрократические подходы постсоветской Украины, зависшей в замораживании социальных проблем, а не в их решении.

В связи с этим нужна новая доктрина социальных отношений государства с гражданами. Одним из ее новых принципов должна стать адресность, реальная адресность, а не формальное разделение по категориям выплат. Социальные службы должны быть ориентированы на решение реальных проблем людей, а не перераспределение бюджетных средств в соответствии со своими представлениями о потребностях этих людей. Должен быть применен новый принцип поиска решений проблем с помощью гибкого социального бюджета, а не жесткое предварительное планирование строк бюджета на мифические нужды, существующие только в голове у чиновников исполнительной власти. Ошибочность этого метода была доказана событиями 2014 года, когда у государства просто не оказалось ответа на вспыхнувшие социальные проблемы переселенцев, вывозом сирот и одиноких стариков из зоны конфликта, перераспределением их в учреждения других регионов. Когда финансирование социальных и медицинских учреждений осуществляется исходя из планируемого количества койко-мест, реагировать адекватно в бюджетном и административном плане невозможно. Эти проблемы легли на плечи международных и местных благотворительных организаций, волонтеров, просто неравнодушных людей, но пока не стали сигналом и уроком для государственных деятелей.

Следующий краеугольный принцип перспективной социальной доктрины — это «интеграция вместо изоляции». Безусловно, с моральной точки зрения, государство должно помогать тем, кто имеет ограниченные возможности для самостоятельного содержания. Мы должны выплачивать пенсии по возрасту и инвалидности, содержать детей, лишенных родительской опеки, компенсировать потерю трудоспособности в связи с рождением ребенка, профессиональной деятельностью и исполнением долга Родине. Но на установлении этих мизерных пособий моральность нашего государства заканчивается. Что происходит с сиротами после интернатов, как матери-одиночки или одинокие пенсионеры могут найти работу, какие возможности для инвалидов просто передвигаться по городу — эти вопросы вне сферы государственной политики. В большинстве цивилизованных стран помощь общества представляется не как ежемесячные выплаты, а как создание возможностей для интеграции людей в полноценную жизнь.

Например, в Украине огромное количество вузов и справедливо ставится вопрос об их необходимости, но совсем нет «университетов третьего возраста», где пожилые люди могли переквалифицироваться или получить новую специальность. Государство, продолжая спонсировать неэффективные образовательные структуры, не отвечающие рынку труда, поднимает пенсионный возраст, но абсолютно не делает шаг в сторону интеграции в трудовую деятельность пожилых, инвалидов, женщин с прерванной материнством каръерой. Поэтому принцип интеграции, по моему мнению даже важнее принципа компенсации, и на него должен быть сделан акцент в социальной политике, иначе мы получим постоянно увеличивающуюся нагрузку на бюджет и работающих украинцев, вместо развития тех, кто может реализоваться.

Важным вопросом для перспектив социальной политики, по моему мнению, является «уменьшение государства» — т.е. аудит и оптимизация государственных структур и услуг. Огромное число чиновников занимается неэффективной деятельностью в усложненной бюрократической структуре, знакомство с которой оказывается неприятным шоком для многих украинских граждан. Люди, столкнувшиеся с бедой или перешедшие в новый социальный статус просто не имеют физических и временных возможностей для сбора справок и хождения по инстанциям. Введение электронного документооборота по стране в целом может облегчить некоторые процедуры, но нам нужен и аудит социальных услуг, и сокращение числа ведомств. Мой опыт в благотворительной сфере, анализ опыта других общественных организаций, степень доверия государственным инстанциям населения доказывают — обществу не нужны бездушные неэффективные госслужащие, относящиеся к людям, как к очередной помехе. В борьбе за бюджетное финансирование и сохранение ставок социальные ведомства забывают о своей миссии и цели — о человеке. Единственно идеологически правильным и социально справедливым подходом должен стать принцип «деньги ходят за человеком», который много лет назад был применен в принятом Верховной Радой и сегодня действующем законе для детей-сирот и, который, — для меня это по-настоящему очень большое достижение в жизни, — дети и работники домов-интернатов называют «Законом Фельдмана». Этот закон навсегда изменил принцип, когда деньги выделялись просто на учреждение и тратились туда, куда посчитает нужным, тот человек который их распределял: теперь деньги поименно закрепляются за каждым ребенком до и после 18 лет и никто не может их потратить ни на что и ни на кого, кроме это ребенка и его потребностей. Такой принцип нужно внедрить повсеместно — именно он может стать краеугольным камнем социальной доктрины современного украинского общества и государства.

Для человека его проблема реальна, осязаема и насущна, ему на самом деле нет дела — решается она министерством труда и социальной политики или министерством здравоохранения, регистрационной службой или фондом страхования по временной утрате трудоспособности, Киевом или Харьковом, городским или областным управлением соцзащиты. Поэтому выходом здесь может стать кластерный подход в работе всех структур, занимающихся социальным обеспечением и поддержкой, а также создание системы единого социального окна для получателей социальных услуг — для людей. То, что мало-помалу делается для бизнеса, облегчение процедур, упрощение механизма подачи документов должно быть имплементировано и в область социальной сферы. Кластерный подход будет значить объединение усилий различных структур, имеющих отношение к разным аспектам социальной проблематики — в отношении пожилых людей это может выражаться в консолидированном подходе в области медобслуживания, пенсионных выплат, тарифно-коммунальных субсидий, льготного проезда и институтов переквалификации и поиска работы. Сейчас этим занимаются разные службы и ведомства, конкурирующие друг с другом, а их действия должны быть слаженными.

И наконец, еще один вызов для социальной политики связан с децентрализацией, когда передача школ и медучреждений территориальным громадам создаст новые риски для учителей и врачей, попечительских служб, трудовой миграции и т.д. Здесь должен работать принцип субсидиарности и механизмы сглаживания социальных противоречий территориальными громадами. Это можно реализовать с помощью пересмотра городских и областных бюджетов, создания системы локальных льгот и надбавок, которые бы учитывали локальную специфику. В нашей стране принято регулировать локальные проблемы государственными решениями, однако некоторые законы (например «О престижности шахтерского труда») по факту направлены на решение локальных проблем государственными средствами. В одном регионе острее стоит проблема безработицы, в другом — повышением заболеваемости специфическими (профессионально или экологически обусловленными) заболеваниями, третьи — сталкиваются с концентрацией временно перемещенных лиц или нацелены на развитие молодежной и образовательной политики. Бюджетная децентрализация должна дать гибкость громадам и регионам в решении своих социальных проблем.

Последний, но не по значимости, принцип — это шаг навстречу государственно-приватному партнерству. К сожалению, государство и общество действуют параллельно, а не сообща. За последние полтора года действия гражданского общества по решению огромного числа острейших проблем оказались даже более эффективными, чем ответы неповоротливой бюрократической машины. Но часто получалось, что общественные организации и фонды, волонтеры действуют не в рамках, а вопреки государственным правилам и схемам. Наш принцип: если общественные структуры эффективней и ближе к целевым группам, именно они могут и должны решать эти задачи. Государство здесь должно не мешать, а стимулировать их с помощью государственных грантов, налоговых льгот, поощрению социально ответственного бизнеса, институциональной поддержке гражданского общества — предоставления помещений и оборудования, целевых средств, учета трудового стажа для волонтеров и т.д. Государственно-общественное партнерство это шаг к пониманию, что социальные проблемы — не сфера для конкуренции и противостояния, а поле для сотрудничества и совместных усилий, где старые государственные схемы не являются приоритетными.

Мы видим, что социальные проблемы современной Украины пока остаются «черной дырой», приближаться к решению которых боятся и действующие чиновники, и политические партии. Но если мы не начнем разрабатывать и внедрять новую доктрину социальной политики прямо сейчас, то в ближайшие годы реагировать на социально-экономические вызовы мы просто не сможем. Перечисленные принципы могут стать альтернативой сложившейся ситуации, однако для их реализации необходимо объединение всех профессионалов и экспертов, вынесение политического популизма за скобки и общественное согласие в отношение того, каким социальным государством должна стать Украина.